Неизвестный вокзал

      Попросите любого жителя Петербурга перечислить ж/д вокзалы города, и он наверняка назовет вам следующие: Московский, Витебский, Балтийский, Ладожский и Финляндский. Более эрудированные товарищи не забудут еще и Варшавский, в настоящий момент недействующий (там теперь ТРЦ, а по совместительству еще и музей ЖД). С 99% процентной вероятностью список названных станций на этом будет закончен, что в общем-то неудивительно, так как от двух других вокзалов остались только записи в архивах и исторических справочниках. На Охтинском вокзале останавливаться не буду, а вот про Приморский расскажу поподробнее, у вокзала и железной дороги весьма любопытная история, рассказать которую помогут несколько прекрасных фотоснимков тех времен.

      Во время подготовки поста про детскую железную дорогу наткнулся на упоминание Озерковской ветки Приморской-Сестрорецкой железной дороги, ее часть использовали для прокладки упомянутой детской дороги в конце 40-х годов ХХ века. Ветка начиналась на Приморском вокзале, расположенном на Новодеревенской набережной Большой Невки, шла практические параллельно Коломяжскому шоссе и заканчивалась в Озерках. Открыли ветку, как и вокзал в 1893 году, и это был первый действующий участок Приморской-Сестрорецкой ж/д.

      Вокзал выглядел вот так:

      Как понятно из названия, следующие участки дороги должны были соединить данный вокзал с Сестрорецком. Однако история железных дорог в этом пригороде Петербурга началась на 20 лет раньше, в 70-х годах XIX века. Дело в том, что в Сестрорецке находился тогда еще действующий оружейный завод (в советское время сменил профиль на инструментальный, а в 2007 году началось преобразование завода в жилой квартал), и от военного министерства поступил заказ на присоединение его к уже действующей железной дороге в Финляндию.

      Оружейный завод:

      Достаточно быстро ответвление в районе Белоострова было построено, 2 ноября 1871 года открылось движение. Путь начинался за железнодорожным мостом через реку Сестру и шел вдоль неё, не пересекая, до Сестрорецка. С этого момента начинаются удивительные истории связанные с движением поездов в этом районе. Итак, буквально через год внезапно стало понятно, что дорога убыточна, и появились предложения ее закрыть. Этому помешала группа предприимчивых господ во главе с Морицем фон Дезеном и Михаилом Миллером. Господа организовали "Общество Сестрорецкой железной дороги" (в 1873 году) и выкупили у Финляндской железной дороги Сестрорецкую ветвь для организации пассажирского движения. Поезда в дальнейшем арендовали так же у Финляндской ж/д. В планах было продлить ветку к Тарховской косе, где была пристань, и сделать еще одну, на берегу Сестрорецкой губы. Новую пристань сделали, пути к ней проложили. Гавань даже получила название в честь одного из основателей общества, "Гавань Миллера". Вот она:

      Коммерсанты, однако, к успеху так и не пришли, пристань бездействовала, объем перевозок грузов был невелик В итоге, "Общество Сестрорецкой железной дороги" в середине 80-х разорилось, а 1 января 1886 года дорогу закрыли для движения.

      Следующий этап начался в 1889 году, когда было создано "Акционерное общество Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги". Сначала планировалось организовать конную ж/д, но потом было получено разрешение на применение паровой тяги. Как раз это общество открыло в 1893 году Озерковую ветку и Приморский вокзал, а затем, в ноябре 1894 закончило строительство до Сестрорецка. Ирония заключалась в том, что и эта дорога не была доходной, пассажиров было очень мало. В итоге, председатель "Общества" П. А. Авенариус обратился к правительству с просьбой построить Курорт рядом с Сестрорецком, чтобы людям было куда по построенной железной дороге ездить.Просьбу удовлетворили, землю под Курорт выделили, пошла активная застройка того района. В 1900 ветку продлили до одноименно станции, а в 1903 году перебросили через реку Сестру. Рядом так же построили мост для гужевого транспорта.

      На фото — мост через р. Сестру:

      А на этом снимке видно сразу два моста.

      За мостом, совсем рядом с Финской границей была открыта станция Дюны. В итоге, в начале ХХ-го века Приморская-Сестрорецкая железная дорога приняла такой вид (по клику станет больше):

      Открытие Курорта не принесло "Обществу" ожидаемой выгоды, финансовое положение все равно оставалось нестабильным. Так продолжалось до 1910 года, когда акционерное общество в итоге признали несостоятельным, и контроль над дорогой перешел государству. С тех пор, как ни странно, положение Приморской ж/д начало улучшаться.

      В 1914 году, с началом Первой Мировой , снова появилась необходимость присоединения Сестрорецкого оружейного к сети российских железных дорог. Сначала устроили соединительную линию (частные и государственные дороги стыковочных узлов не имели) у станции Озерки, а потом, в 1916 году восстановили заброшенную ветку до Белоострова. В 1918 году Приморская Петроградско-Сестрорецкая железная дорога была национализирована и грузы на завод стали доставляться по ней.

      В 1919 Финляндия провозгласила независимость, мосты через пограничные реки были взорваны. Курорт стал пограничной зоной, движение по Сестрорецкой ветке было предельно ограничено.

      А в осенью 1924 года было сильнейшее наводнение. Мост и дамбу в Лахте смыло, а пути на участке Новая Деревня — Лахта серьезно пострадали. С этого момента началось активная перестройка железной дороги: вокзал ликвидировали (мысли о его переносе были еще в начале века), железную дорогу присоединили к Финляндской линии, поезда в Сестрорецк стали отправляться с Финляндского вокзала. В 1925-м Сестрорецк снова соединили с Белоостровом.

      После наводнения, в Лахте:

      В 1948 появилась Малая Октябрьская детская железная дорога, а в 1952 году электрифицировали участок до Сестрорецка и ж/д приняла практически свой современный вид.

      Ну и напоследок еще несколько архивных фотографий:

      Да, чуть не забыл! Карта, на которой видно, где именно располагался вокзал (А еще видно Ипподром и Аэродром в районе метро "Пионерская"). Сейчас от вокзала не осталось никаких напоминаний, адрес вокзала примерно соответствует нынешнему Приморскому шоссе, д. 15.

 

 

Источники и дополнительная информация: